Статья 1. Основы конституционного строя
Статья 2. Декларация прав
Статья 3. Голосование, законодательная инициатива и референдум, отзыв
Статья 4. Законодательная власть
Статья 5. Исполнительная власть
Статья 6. Судебная власть
Статья 7. Органы местного самоуправления
Статья 8. Трудовые отношения
Статья 9. Поправки и пересмотр конституции
Поправки к конституции штата Сан-Андреас
ПРЕАМБУЛА
Мы, народ штата Сан-Андреас, с целью установить правосудие, гарантировать общественную безопасность, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим, провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для штата Сан-Андреас.
СТАТЬЯ 1. Основы конституционного строя
Раздел 1.
Штат Сан-Андреас является неотъемлемым государственным образованием в составе Соединенных Штатов Америки.
Раздел 2.
Единственным источником власти в штате Сан-Андреас является его народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и свободные выборы. Ничто не может препятствовать свободному осуществлению народом своего избирательного права
Раздел 3.
Конституция штата Сан-Андреас имеет высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории штата, распространяя на нее свой суверенитет.
Раздел 4.
Штат Сан-Андреас состоит из города Лос-Сантос и округа города Лос-Сантос, включающего в себя такие административные единицы, как: город Сэнди-Шорс, город Палето-Бэй и округ Блэйн. Столицей и местом размещения правительства штата Сан-Андреас является город Лос-Сантос.
Раздел 5.
Государственная власть осуществляется на основе разделения независимых друг от друга ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Лица, осуществляющие полномочия одной власти, не могут осуществлять полномочия других властей, за исключением случаев, предусмотренных настоящей Конституцией.
Раздел 6.
В штате Сан-Андреас признается идеологическое, политическое и конфессиональное многообразие.
Раздел 7.
Английский язык является общим языком народа Соединенных Штатов Америки и Штата Сан-Андреас. Данный раздел имеет намерение сохранить, защитить и укрепить английский язык и не отменяет никаких прав, гарантированных народу настоящей Конституцией.
СТАТЬЯ 2. Декларация прав
Раздел 1.
Все люди по природе свободны и независимы и имеют неотчуждаемые права, среди которых – право на жизнь и защиту свободы, приобретение, владение и охрану собственности, стремление к достижению спокойствия, счастья и неприкосновенности личной жизни.
Раздел 2.
Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью в штате Сан-Андреас, их соблюдение и защита - обязанность Государства. Умаления прав и законных интересов человека и гражданина не допускается. Каждый гражданин обладает на территории штата Сан-Андреас всеми правами и свободами, а также несет равные обязанности, установленные законами.
Раздел 3.
(а) Любое лицо вправе свободно выражать устно, письменно, публиковать свое мнение по всем вопросам, будучи ответственным за злоупотребление данным правом. Закон не может ограничивать или умалять свободу слова или прессы.
(b) Издатель, редактор, репортер или иное лицо, связанное с работой или работающее в газете, журнале или другом периодическом издании, агентстве печати или телеграфном агентстве, а также любое лицо, которое таким образом связано с работой или работает, не будет привлекаться к суду за отказ раскрыть источник любой полученной информации.
Раздел 4.
Народ имеет право давать наказы своим представителям, обращаться с петициями к Правительству для удовлетворения жалоб, свободно собираться для совещаний в целях общего блага.
Раздел 5.
Гарантируется свободное религиозное вероисповедание без дискриминации и предпочтений. Данная свобода совести не оправдывает деяний, безнравственных или несовместимых с миром, либо безопасностью штата. Парламент штата не должен издавать законы относительно учреждения государственной религии.
Раздел 6.
Военная власть подчинена гражданской власти. В мирное и военное время содержится за счет Государства. Дислокация воинских подразделений осуществляется согласно их внутренних документов.
Раздел 7.
Рабство запрещено. Принудительный труд запрещается кроме случаев, когда это является наказанием за преступление.
Раздел 8.
Человек не может быть лишен права на ведение или занятие хозяйственной деятельностью, на профессию, род занятий в связи с полом, расой, вероисповеданием, а также национальным или этническим происхождением.
Раздел 9.
Человек не может быть лишен жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры, либо ему не может быть отказано в равной защите со стороны закона.
Раздел 10.
Ни одному гражданину или категории граждан не могут предоставляться привилегии или иммунитеты, которые не предоставляются всем гражданам на равных условиях. Привилегии или иммунитеты, предоставляемые законодательным органом штата, могут быть изменены или отменены.
Раздел 11.
Не должны приниматься билли об опале или законы, умаляющие контрактные обязательства.
Раздел 12.
Свидетели не могут быть безосновательно задержаны.
Раздел 13.
Действие приказа Правительства не может приостанавливаться, если этого не требует общественная безопасность в случаях мятежа или вторжения.
Раздел 14.
Человек может быть отпущен под залог при наличии достаточных поручительств, за исключением:
(а) преступлений, караемых высшей мерой наказания, при наличии очевидных фактов или обоснованной презумпции;
(b) фелоний, содержащих акты насилия в отношении другого лица, при наличии очевидных фактов или обоснованной презумпции;
(с) фелоний, содержащих акты сексуального насилия в отношении другого лица, при наличии очевидных фактов или обоснованной презумпции.
Раздел 15.
Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных арестов и обысков не может нарушаться.
Ни один ордер не может выдаваться иначе, как при наличии достаточного основания, подтвержденного присягой или торжественным заявлением, и должен содержать подробное описание места, подлежащего обыску лиц и предметов, подлежащих аресту.
Раздел 16.
Обвиняемый в уголовном процессе имеет право на скорый публичный суд (согласно действующего законодательства), принудительный вызов свидетелей со стороны обвиняемого, на помощь адвоката для его защиты, а также на присутствие вместе с адвокатом и очную ставку со свидетелями, показывающими против обвиняемого. Суд штата вправе предусмотреть дачу показаний свидетеля в присутствии обвиняемого и его адвоката. Лица не могут повторно преследоваться в уголовном порядке за одно и то же преступление, принуждаться в уголовном процессе свидетельствовать против себя, либо быть лишены жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры.
Раздел 17.
Всякие призывы к насильному свержению власти недемократическим путём, считаются антиконституционными, и расцениваются, как государственная измена.
Измена штату состоит в организации или задумке процесса смены власти недемократическим путём: государственный переворот, народные собрания, которые имеют цель свергнуть власть силовым путем.
Раздел 18.
Частная собственность может изыматься или разрушаться в пользу Государства исключительно и в первую очередь при выплате владельцу, если таковой не отказывается, установленной присяжными или судом справедливой компенсации. Парламент штата может предусмотреть право имущественного владения истца, наступающее после осуществления права Государства на принудительное отчуждение частной собственности, при депонировании таковой в суд, и на скорую передачу владельцу денежных средств, установленных судом в качестве размера справедливой компенсации.
Конфискация имущества может проводиться в пользу государства, без компенсации, в случаях предусмотренных законодательством штата.
Раздел 19.
Право занимать должность не может обусловливаться имущественным цензом.
Раздел 20.
Народ штата Сан-Андреас приходит к заключению и объявляет, что принимает комплексные положения и законы, обеспечивающие соблюдение билли о правах.
СТАТЬЯ 3. Голосование, законодательная инициатива и референдум, отзыв
Раздел 1.
Вся политическая власть принадлежит народу. В целях его защиты, безопасности и пользы учреждается Правительство, которое народ имеет право менять и реформировать, когда этого требует общее благо.
Раздел 2.
Право участвовать в голосовании имеет гражданин штата Сан-Андреас в возрасте 18 лет, являющийся жителем этого штата.
Раздел 3.
Парламент штата запрещает использование ненадлежащих приемов, наносящих ущерб выборам, и предусматривает дисквалификацию избирателей при наличии их невменяемости, заключении в тюрьму или условно-досрочном освобождении в результате осуждения за тяжкое, особо тяжкое преступление.
Раздел 4.
Все судебные должности должны быть внепартийными.
Раздел 5.
Голосование должно быть тайным.
Раздел 6.
Референдум является правом выборщиков на одобрение или отклонение законов или их частей, за исключением чрезвычайных законов, законов о проведении выборов, а также предусматривающих введение налогов или ассигнования на повседневные расходы Штата.
Раздел 7.
(а) Акт законодательной инициативы или референдума, одобренный соответственно большинством голосов, вступает в силу в день, следующий за выборами, если только законодательное предположение не предусматривает иное. В случае, когда петиция референдума подается только против части закона, не должно откладываться вступление в силу остальной его части.
(b) Если положения, содержащиеся в 2-х или более законодательных предположениях, одобренных на одних и тех же выборах, вступают в противоречие, то превалирующей становится норма, получившая наибольшее число голосов «за».
Раздел 8.
Отзыв является правом выборщиков на смещение выборного должностного лица.
Раздел 9.
Отзыв государственного должностного лица инициируется путем подачи председателю Парламента штата петиции с указанием причин отозвания и доказательств. Достаточность оснований не пересматривается повторно. Лицам, выдвигающим предложение по отзыву, предоставляется 3 дня для направления подписанных петиций.
Раздел 10.
Когда большинство голосов подано за отзыв, должностное лицо смещается, и кандидат, если таковой имеется, который получил относительное большинство голосов, становится правопреемником.
Раздел 11.
Губернатор, Лейтенант-Губернатор и все руководящие должностные лица штата Сан-Андреас могут быть отстранены от должности по импичменту за нарушение норм настоящей Конституции штата, государственную измену, взяточничество, либо за другие серьезные преступления и правонарушения.
Раздел 12.
Губернатор имеет право вносить редакции в законы и кодексы исключительно через голосование в Парламенте.
СТАТЬЯ 4. Законодательная власть
Раздел 1.
Законодательная власть в этом штате принадлежит Парламенту штата Сан-Андреас, который состоит из палаты Сената, при этом народ сохраняет за собой право законодательной инициативы и референдума. Сенат проводит свои заседания согласно “Регламента проведения сессий Сената штата San Andreas”, который утверждается указом Конгресса США.
Раздел 2.
(а) Принимаемые законы и любые нормативно-правовые акты, инструкции, протоколы и уставы юридических лиц не должны противоречить настоящей Конституции штата Сан-Андреас.
(b) В штате Сан-Андреас устанавливается следующая иерархия законодательной базы и нормативно-правовых документов:
- Указы Конгресса США;
- Конституция штата Сан-Андреас;
- Кодексы;
- Законы штата Сан-Андреас;
- Прецеденты Верховного суда штата Сан-Андреас (прецеденты Верховного суда могут лишь дополнять Кодексы и Законы штата San Andreas и не могут противоречить им);
- Указы Губернатора штата Сан-Андреас;
- Указы Лейтенант-Губернатора штата Сан-Андреас;
- Распоряжения и постановления Правительства;
- Указы руководителей органов исполнительной власти штата Сан-Андреас;
- Указы глав муниципалитетов штата Сан-Андреас.
Раздел 3.
Народ заключает и объявляет, что Отцы-основатели учредили систему представительного правления, основанную на свободных, справедливых и состязательных выборах. Повышенная концентрация политической власти в руках остававшихся на посту представителей сделала нашу избирательную систему менее свободной, менее состязательной и менее репрезентативной.
(а) Председателем парламента является Губернатор или его заместители (иные уполномоченные лица), в соответствии с письменным распоряжением Губернатора.
(b) Сенат состоит из не менее 10 сенаторских кресел. Лица, которые могут занимать сенаторские кресла, а также механизмы и процедуры работы Сената, должны быть определены “Регламентом проведения сессий Сената штата San Andreas”.
Раздел 4.
(а) Парламент штата собирается на сессию при необходимости проведения заседания.
(b) В чрезвычайных случаях Губернатор, путем постановления, может призвать Парламент штата провести специальную сессию.
Раздел 5.
(а) Во избежание возникновения противоречий с надлежащим исполнением своих обязанностей и обязательств, ни один член Парламента штата не вправе намеренно получать заработную плату, доходы, комиссионные или другой подобный заработок от лоббиста или лоббирующей компании.
Раздел 6.
(а) Парламент ведет и публикует журнал своих заседаний. Поименное голосование по вопросам проводится и заносится в журнал архивов голосования.
(b) Заседания Парламента должны быть открытыми и публичными.
Раздел 7.
Парламент штата не вправе издавать законодательные акты иначе, как путем принятия закона, и издавать закон иначе, как путем принятия законопроекта. Ни один законопроект не может быть принят до его прочтения по разделам. Ни один законопроект не может быть принят без согласия большинства, выраженного путем поименного голосования.
Раздел 8.
Каждый законопроект, принимаемый Парламентом штата, должен быть представлен Губернатору в течение одного дня. Он становится законом после подписания Губернатором. Губернатор вправе наложить на него вето, возвратив с любыми возражениями в Парламент, откуда законопроект поступил. Если затем Парламент принимает законопроект путем поименного голосования по согласию двух третей членов, он становится законом.
Раздел 9.
Сенаторы, во время заседания и участия в голосовании за законопроект, не подлежат привлечению к гражданской судебной процедуре в период его сессии и не могут быть арестованы сотрудниками правоохранительных органов, а также один час до и после заседания Парламента.
Раздел 10.
Человек, пытающийся оказать влияние на голос или действия члена Парламента штата, при исполнении им законодательных функций путем подкупа, обещания вознаграждения, запугивания или иным нечестным путем, считается виновным в совершении преступления.
Член Парламента штата, на которого оказано подобное влияние, не сообщивший перед заседанием об этом в правоохранительные органы, считается виновными в совершении преступления.
Раздел 11.
(а) Парламент штата имеет исключительные полномочия по возбуждению импичмента. Импичмент должен рассматриваться Парламентом. Для возбуждения процедуры импичмента нужен факт преступления со стороны обвиняемого и поданный иск в Верховный суд со всеми доказательствами. Верховный суд в процессе рассмотрения иска снимает неприкосновенность с государственного чиновника и инициирует процедуру импичмента. После чего созывается экстренное заседание Парламента штата и проводится процесс поименного голосования. Кворум для проведения сессии составляет 50%+1 человек. Если член Парламента не является на заседания Парламента, и отказывается от дистанционного голосования, он признается таковым, что халатно относится к исполнению своих обязанностей и подвластен уголовному преследованию.
(b) Государственные служащие, избираемые в масштабах штата, Губернатор и Лейтенант-губернатор штата, Председатель Верховного суда штата, руководители отдельных государственных организаций, подлежат импичменту за нарушение конституционных норм, нарушения Уголовного кодекса квалификации "тяжкие","особо тяжкие" преступления, попытка государственного переворота, дача или получение взятки в крупных размерах (50.000$). Решения могут выноситься только в отношении смещения с должности и лишения права занимать какую-либо должность в штате, однако, лицо, таким образом осужденное или признанное не виновным, может подлежать уголовному наказанию в соответствии с законом, если вина доказана.
Раздел 12.
За народом остается право требовать отчетность от своих законодателей. Для содействия народу в осуществлении этого права при созыве каждой регулярной сессии Парламента штата, Председатель сообщает на заседании о ее задачах и целях в этой сессии, а при закрытии каждой регулярной сессии – о прогрессе, достигнутом в достижении этих целей и задач.
Раздел 13.
(a) Народ имеет право выходить на санкционированные митинги и демонстрации, предварительно оговорив это мероприятие с Мэром города. В противном случае митинг считается несанкционированным и пресекается законом. Его участники и организаторы подлежат быстрому и безотлагательному суду.
(b) Организаторы митинга обязаны назвать место проведения акции и ее дату (не позднее чем за 1 сутки до самой акции), а задача Мэра - организовать охрану и порядок в этом месте.
СТАТЬЯ 5. Исполнительная власть
Раздел 1.
Высшая исполнительная власть в этом штате предоставляется Губернатору. Губернатор формирует Правительство и иные органы исполнительной власти по согласованию с Конгрессом США. Губернатор следит за строгим исполнением законов.
Раздел 2.
Губернатор избирается каждый срок в тоже время и в том же месте. Кандидат в Губернаторы должен быть возрастом не менее 21-ого года, являясь гражданином штата Сан-Андреас. Губернатор не может занимать другую государственную должность. В исключительных случаях, Губернатор может назначаться Указами Конгресса США.
Раздел 3.
Губернатор вправе требовать предоставление информации от любых государственных организаций и служащих, относящейся к исполнению его обязанностей.
Раздел 4.
(а) Если иное не предусмотрено законом, Губернатор вправе заполнять вакантные должности в ведомстве путем назначения до вступления в должность преемника.
(b) Если образуется вакансия на должностях - Губернатор назначает лицо для заполнения вакансии, которое вступает в должность на следующий день.
Раздел 5.
Губернатор является главнокомандующим всеми правоохранительными органами и национальной гвардией, что устанавливается законом. Губернатор вправе задействовать их для исполнения законов.
Раздел 6.
В соответствии с применением процедур, предусмотренных законом, Губернатор, на условиях, которые он считает надлежащими, вправе предоставлять отсрочку наказания, осуществлять помилование, замену наказания на более мягкое после вступления в силу приговора, за исключением случаев импичмента против Губернатора. Губернатор должен уведомить Парламент штата о каждом предоставлении отсрочки наказания, помиловании, замене наказания на более мягкое с указанием соответствующих оснований и причин. Губернатор не может заменить наказание на более мягкое лицу, дважды осужденному за тяжкое преступление. Лицам, дважды и более осужденным за тяжкое преступление может быть вынесено помилование (снятие статей) при условии компенсации с его стороны материального и морального убытка. Порядок такого помилования утверждается Конгрессом США.
Раздел 7.
Лейтенант-губернатор, имеет такие же квалификации, права, обязанности, что и Губернатор.
Раздел 8.
Лейтенант-Губернатор становится Губернатором при появлении вакансии в ведомстве Губернатора.
Лейтенант-Губернатор действует как Губернатор во время процедуры импичмента, отсутствия Губернатора в штате или временной неспособности Губернатора занимать должность.
Парламент штата должен предусмотреть порядок старшинства при занятии Лейтенант-Губернатором должности Губернатора и для временного исполнения функций Губернатора.
Раздел 9.
В соответствии с полномочиями и обязанностями, Верховный судья является главным судебным должностным лицом штата.
Раздел 10.
В целях беспрепятственного исполнения государственными служащими их обязанностей, вводится понятие "Политическая неприкосновенность".
Служащие, которые обладают статусом такой неприкосновенности и порядок снятия неприкосновенности регламентируются отдельным законом “О Политической неприкосновенности”.
СТАТЬЯ 6. Судебная власть
Раздел 1.
Судебная власть в штате San Andreas является самодостаточной и независимой ветвью власти. Источниками судебной власти являются: Верховный, Апелляционный, Окружные суды и иные структуры, определяемые действующим законодательством штата.
Раздел 2.
Гражданин штата San Andreas вправе подать исковое заявление против штата или иного гражданина штата в порядке, определенном соответствующим законом. В настоящих целях в штате вводится Окружной суд. Окружной суд осуществляет судебную власть в пределах штата и выполняет роль первой судебной инстанции. Дела Окружного суда рассматриваются Окружным судьей. Окружной суд рассматривает абсолютно все нарушения нормативно-правовых актов штата Сан-Андреас.
Раздел 3.
Гражданин штата вправе оспорить решения Окружного суда в порядке, установленном соответствующим законом. В настоящих целях в штате вводится Апелляционный суд (суд второй инстанции). Председательствующим на конкретном Апелляционном суде может быть назначен любой судья в соответствии с решением Председателя верховного суда. Окружной судья, чье решение оспаривается, не может председательствовать в Апелляционном суде.
Раздел 4.
В целях рассмотрения правонарушений, совершенных лицами, занимающими высшие государственные должности; уголовных дел о государственных изменах; сотрудничестве высших государственных служащих штата с преступными группировками; а также для рассмотрения дел, вытекающих из конституционных споров; рассмотрения жалоб на решения Апелляционного суда, - в штате вводится Верховный суд. Верховный суд состоит из Председателя верховного суда и Верховных судей, назначаемых им. Верховный суд является высшей судебной инстанцией и его решения не оспариваются. Исполняющий обязанности Председателя верховного суда осуществляет все его функции во время отсутствия Председателя верховного суда или его нетрудоспособности
Раздел 5.
Для соблюдения прав граждан, данных им разделом 2 статьи 6 настоящей Конституции, и исключительно в целях бесперебойного функционирования судебной системы, а также своевременного отправления правосудия, Председатель верховного суда вправе приостанавливать очередность судебных инстанций, регламентируемых разделами 2, 3, 4 статьи 6 настоящей Конституции, при этом, вся полнота и бремя Судебной власти ложатся на судей Верховного суда, чьи решения являются безапелляционными.
Раздел 6.
Исполняющий обязанности председательствующего судьи осуществляет все его функции во время его отсутствия или нетрудоспособности.
Раздел 7.
Решения Верховного суда, Апелляционных и Окружных судов, рассматривающих дела, должны быть оформлены в письменном виде с четко изложенными обоснованиями.
Раздел 8.
Кандидатуры на должность Председателя верховного суда представляет действующий руководитель исполнительной власти. Председатель верховного суда назначается Губернатором штата после его выбора по результатам заседания Сената. Срок полномочий Председателя верховного суда (после его назначения) составляет один месяц. По завершению срока, Губернатором штата на голосование в Сенат выносится вопрос о продлении каденции действующего Председателя верховного суда или открытии вакансии. В исключительных случаях Председатель верховного суда может быть назначен Конгрессом США.
Раздел 9.
Судья лишается права выполнять служебные обязанности в качестве судьи, когда ожидается обвинительный акт или информация, содержащие обвинения судьи в преступлении, наказуемом как фелония по законам штата Сан-Андреас или федеральным законам.
СТАТЬЯ 7. Органы местного самоуправления
Раздел 1.
Главой всего штата является Губернатор.
Главой города Лос-Сантос является Мэр города, который назначается Губернатором штата.
Главой округа города Лос-Сантос, включающего в себя такие административные единицы, как: город Сэнди-Шорс, город Палето-Бэй и округ Блэйн является Генеральный-менеджер округа, который назначается Губернатором штата.
Раздел 2.
Округ или город вправе принимать и применять на своей территории местные, полицейские, санитарные нормы и правила, не противоречащие общим законам.
Раздел 3.
(а) Муниципалитет вправе устраивать, оплачивать и проводить публичные работы для обеспечения жителей освещением, водой, электричеством, транспортом или средствами связи. Он вправе предоставлять такие услуги вне своих границ, за исключением территории другого муниципалитета, который предоставляет подобные услуги сам и не выражает согласия.
(b) Лица или корпорации могут устраивать или проводить работы по предоставлению таких услуг на условиях и в соответствии с правилами, которые город вправе установить на основе устава.
СТАТЬЯ 8. Трудовые отношения
Раздел 1.
Парламент штата вправе предусмотреть уровень минимальной заработной платы и общего благосостояния работников и, в этих целях, вправе предоставить соответствующей комиссии законодательные, исполнительные и судебные полномочия.
СТАТЬЯ 9. Поправки и пересмотр настоящей Конституции
Раздел 1.
Парламент штата, путем поименного голосования с занесением в журнал заседания и с согласия двух третей членов палаты, вправе предлагать внесение поправок и пересмотр настоящей Конституции, и в таком же порядке вправе дополнить или отозвать свое предложение. Каждая поправка должна быть подготовлена и передана на рассмотрение таким образом, чтобы голосование за каждую из них проводилось отдельно.
Раздел 2.
Парламент штата, путем поименного голосования с занесением в журнал заседания и с согласия двух третей членов палаты, вправе поставить на всеобщих выборах вопрос о созыве собрания для пересмотра настоящей Конституции. Если большинство голосует за такое предложение, то в течение трех дней Парламент штата обязан провести такое собрание.
Раздел 3.
Выборщики вправе вносить поправки в настоящую Конституцию путем законодательной инициативы.